ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
---|---|
2. Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
Федеральный уровень
Региональный уровень
Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год
Муниципальный уровень
Муниципальный план (дорожная карта) по ФГОС и ФГ на 2023-2024 учебный год
Приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 11.11.2022 № 01-05/1088 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2022/2023 учебном году"
Локальные акты школы
Приказ об об организации работы по реализации плана по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в МОУ «Средняя школа № 69» в 2024 – 2025 учебном году
Приказ об об организации работы по реализации плана по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в МОУ «Средняя школа № 69» в 2023 – 2024 учебном году
Приказ об утверждении Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-23 учебный год
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год
Приказ о назначении ответсвенных за формировании функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Список литературы по формированию функциональной грамотности
- Сборник информационных материалов
- Оценка функциональной грамотности (презентация)
- Результаты PISA в 2018 (презентация)
- Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)
- Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
- Образовательная платформа «Просвещение»
Банк заданий
Банк электронных заданий по оценке функциональной грамотности на портале «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru).
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИП